Конфликт "века нынешнего" и "века минувшего" в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

01.12.2014 23:15

Конфликт Чацкого и фам.общ.doc (54,5 kB)

Конфликт "века нынешнего" и "века минувшего" в комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Центральный  конфликт комедии - конфликт двух эпох:  "века нынешнего" и "века минувшего". Он возникает потому, что в начале 20-х годов 19 века в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. 

Конфликт развивается между "одним здравомыслящим человеком" (по оценке Гончарова) – Ч. - и "консервативным большинством" – фамусовским обществом. Комедия Гр. рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума, ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его дворянской  среды, представленной Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным,  Репетиловым, гостями на балу: Хлестовой, Тугоуховскими и др. - их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого и влиятельного московского дворянина. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. "Собрать все книги бы да сжечь!" - восклицает он. Чацкий же мечтает "в науки вперить ум, алчущий познаний".

Ч-го возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж дочь Софью, прямо говоря ей: "Кто беден, тот тебе не пара!» Чацкий же жаждет возвышенной любви, перед которой «мир целый... - прах и суета".  

Стремление Чацкого - служить Отечеству, "делу, а не лицам". Он презирает Молчалина, привыкшего «угождать всем людям без изъятья», с горечью говоря о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!"

Во взаимоотношениях Чацкого и фам. общества раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Другим представителем "века минувшего" является Скалозуб. Он заключил в себе типичные черты офицера аракчеевского времени. Он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. Карьеру делает, идя по трупам бывших товарищей, убитых в боях.

Совершенно очевидно, что сама лицемерная атмосфера фамусовского  общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого.

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем монологе "А судьи кто"... он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших им "и честь, и жизнь",  на "борзые три собаки". Чацкий защищает свободу человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от «слепого, рабского подражания» иностранному. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни – объявляет его сумасшедшим.

Фамусовское общество боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха". Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему - он службу вдруг оставил..."), племянник княжны Тугоуховской князь Федор. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая таким образом не только от своего лица. Так Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время "века минувшего" проходит, а ему на смену приходит "век нынешний" – век людей умных, образованных, честных, свободных.

В финале комедиии Чацкий изгнан из московского общества,  но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". Критик считал, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время всегда "победительная". И побеждает Чацкий  прежде всего в душе читателя, который с сочувствием принимает его взгляды.